25
Окт2022

Россией ратифицирован новый договор СНГ по ПОД/ФТ/ФРОМУ

19 октября 2022 года Государственная Дума приняла закон о ратификации договора стран-членов СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, сообщили в пресс-службе нижней палаты парламента.

Напоминается, что 15 октября 2021 года договор подписали лидеры:

  • Армении,
  • Белоруссии,
  • Киргизии,
  • Таджикистана,
  • Узбекистана,
  • России.

Новый договор призван заменить собой аналогичный договор между странами СНГ от 2007 года. При его подписании стороны руководствовались общепризнанными принципами и нормами международного права и исходили из принципов равноправия и взаимного сотрудничества.

Документ направлен на совершенствование правовых механизмов практического взаимодействия подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов этих стран в борьбе с отмыванием преступных доходов, а также финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Стороны договорились сотрудничать, в частности, в оказании:

  • правовой помощи,
  • обмене информацией,
  • розыске,
  • аресте,
  • замораживании (блокировании),
  • конфискации и возврате конфискованного имущества,
  • проведении оперативно-розыскных мероприятий и консультаций,
  • признании перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения.

Договор после его вступления в силу будет открыт для подписания и присоединения любого государства, разделяющего его положения, независимо от того, является ли оно участником СНГ.

В законе предусмотрено заявление России к договору, «в соответствии с которым статьи 8 и 9 договора в части финансирования распространения оружия массового уничтожения применяются только к организациям и лицам, сведения о причастности которых к такому финансированию подтверждены решениями Совета безопасности ООН либо органов, специально созданных решениями Совета безопасности ООН», отметил на заседании Госдумы замглавы Росфинмониторинга Герман Негляд.

По его словам, заявление полностью согласуется с универсально применяемыми соответствующими нормами международного права.

Текст договора:

Договор государств – участников Содружества
Независимых Государств о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма
и финансированию распространения оружия
массового уничтожения
Государства – участники настоящего Договора, именуемые в дальнейшем
Сторонами,
руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права,
придавая важное значение международному сотрудничеству в области соблюдения
общепризнанных прав и свобод человека,
исходя из принципов равноправия и взаимного сотрудничества Сторон,
принимая во внимание положения международных документов Организации
Объединенных Наций и Содружества Независимых Государств, принятых в области
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
уничтожения,
признавая, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения требует использования современных и эффективных
форм, методов и средств,
считая, что одним из таких методов является лишение преступников доходов от
преступной деятельности и других средств, используемых для совершения преступлений,
в целях совершенствования правовой основы противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и
финансированию распространения оружия массового уничтожения и сотрудничества в
этой сфере,
договорились о нижеследующем:

Раздел I. Общие положения

Статья 1

Стороны в соответствии с настоящим Договором, международными обязательствами
и национальным законодательством сотрудничают, координируют свою деятельность,
объединяют усилия государственных органов, общественных и иных объединений и
организаций, а также граждан в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и
финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статья 2

В настоящем Договоре используются следующие основные понятия:
бенефициарный собственник – физическое лицо (лица):
от имени или в интересах которого совершается операция (сделка);
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) прямо или косвенно
(через третьих лиц) владеет клиентом или контролирует клиента (бенефициарным
собственником клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев,
если имеются основания полагать, что бенефициарным собственником является иное
физическое лицо);
которое в конечном итоге (через цепочку владения и контроля) фактически
контролирует юридическое лицо или юридическое образование, иностранный траст,
созданный в соответствии с законодательством иностранного государства;
доходы, полученные преступным путем – денежные средства или иное
имущество, а также любая финансовая и/или иная материальная выгода, полученные или
извлеченные прямо или косвенно в результате совершения преступления,
предусмотренного законодательством Сторон;
замораживание (блокирование) – запрет на осуществление операций (сделок) с
денежными средствами или иным имуществом и/или запрет на предоставление (прямого
или опосредованного) доступа к любым средствам или финансовым услугам в отношении
юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей,
групп и организаций, причастных к террористической деятельности и распространению
оружия массового уничтожения;
компетентные органы – уполномоченные государственные органы Сторон,
осуществляющие реализацию настоящего Договора в пределах своей компетенции,
установленной законодательством Сторон;
конфискация – безвозмездное и окончательное изъятие средств или иного
имущества или орудия преступления на основании решения суда или другого
компетентного органа, принятого в соответствии с законодательством Сторон;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем – действия по
приданию правомерного характера владению, пользованию и/или распоряжению
доходами, полученными преступным путем, путем совершения следующих действий:
преобразование или перевод средств или иного имущества, если известно, что такие
средства или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным
путем, осуществляемые в целях сокрытия или утаивания незаконного происхождения этих
средств или иного имущества или в целях оказания помощи лицу, участвующему в
совершении предикатного преступления, уклониться от ответственности за свои деяния;
приобретение, владение или использование средств или иного имущества, если в
момент их получения лицу известно, что такие средства или иное имущество
представляют собой доходы, полученные преступным путем;
сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения,
способа распоряжения и перемещения средств или иного имущества, а также прав на
средства или иное имущество или их принадлежность, если известно, что такие средства
или иное имущество представляют собой доходы, полученные преступным путем;
операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом – действия
юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с
денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их
осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с
ними гражданских прав и обязанностей;
орудия преступления – любое имущество, использованное или предназначенное
для использования целиком или частично для совершения преступления или
преступлений;
подозрительные операции (сделки) – операции (сделки) с денежными средствами
или иным имуществом, равно как и попытка совершения операции (сделки), в отношении
которых возникают подозрения в том, что они совершаются в целях легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершения предикатных
преступлений, финансирования терроризма;
подразделение финансовой разведки – уполномоченный орган Стороны,
осуществляющий сбор, получение, анализ сообщений о подозрительных операциях
(сделках) и иной информации, относящейся к легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, предикатным преступлениям и финансированию
терроризма, и передачу результатов анализа в соответствующие компетентные органы;
предикатное преступление – уголовно наказуемое деяние, в результате которого
были получены доходы, которые могут стать предметом преступления легализации
(отмывания) доходов, полученных преступным путем;
средства или иное имущество – имущество (активы) любого рода, материальное
или нематериальное (осязаемое или неосязаемое), движимое или недвижимое, независимо
от способа его (их) приобретения, а также юридические документы или акты в любой
форме (в бумажной или электронной), удостоверяющие право или интересы в отношении
такого имущества (активов) или на долю в этом имуществе (активе), включая банковские
кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, электронные деньги,
ценные бумаги и любые проценты, дивиденды и иной доход по ним, нефть и другие
природные ресурсы, а также иные активы, которые могут потенциально использоваться
для получения денежных средств, товаров и услуг;
финансирование распространения оружия массового уничтожения –
предоставление или сбор средств любым образом, непосредственно или косвенно, либо
оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены или будут
использованы полностью или частично для финансирования деятельности лиц и
организаций, не обладающих законными полномочиями по производству, приобретению,
обладанию, разработке, перевозке, передаче, применению оружия массового
уничтожения, средств его доставки либо иному обороту, экспорту, транзиту,
трансграничному перемещению, реэкспорту оружия массового уничтожения, средств его
доставки, относящихся к ним материалов, оборудования, технологии;
финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание
финансовых услуг любыми методами или способами, прямо или косвенно, с осознанием
того, что они предназначены или будут использованы полностью или частично для
финансирования организации, подготовки, включая финансирование поездок лиц в иные
государства, или совершения хотя бы одного из преступлений террористического
характера либо для подготовки террористов или прохождения такой подготовки,
обеспечения террориста или организованной группы, незаконного вооруженного
формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или
создаваемых для совершения хотя бы одного из преступлений террористического
характера.

Статья 3

1. В целях реализации настоящего Договора сотрудничество Сторон включает
основные направления и формы: гармонизацию законодательства; оказание правовой
помощи, в том числе вручение документов, розыск, арест, замораживание (блокирование),
конфискация и возврат конфискованного имущества; обмен информацией; проведение
оперативно-разыскных мероприятий; консультации; обмен представителями; признание
перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их
участии в террористической деятельности и распространении оружия массового
уничтожения.
2. Настоящий Договор не препятствует Сторонам в определении и развитии иных
взаимоприемлемых направлений и форм сотрудничества.
3. Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Договора осуществляется на
основании запросов (поручений) о правовой помощи по уголовным делам и запросов об
оказании содействия (далее – запрос).

Статья 4

1. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством определяет перечень
с указанием в нем подразделения финансовой разведки и компетентных органов и
направляет его депозитарию одновременно с предоставлением информации о выполнении
внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в
силу. Стороны в течение одного месяца уведомляют депозитарий об изменении своих
подразделений финансовой разведки и компетентных органов.
2. Депозитарий на основании полученных от Сторон уведомлений формирует
перечень компетентных органов, рассылает его всем участникам настоящего Договора, а
также сообщает обо всех изменениях данного перечня на основании уведомлений,
полученных от Сторон.
3. Компетентные органы Сторон по вопросам, предусмотренным настоящим
Договором, взаимодействуют друг с другом непосредственно в пределах полномочий,
определенных законодательством этих Сторон.

Статья 5

Документы, направляемые в соответствии с настоящим Договором и
рассматриваемые как официальные документы на территории одной Стороны, пользуются
юридической силой официальных документов на территориях других Сторон и не
требуют легализации, если это не противоречит законодательству Сторон, их
получивших.

Статья 6

Расходы, связанные с исполнением запроса, несет Сторона, на территории которой
они возникли, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.

Раздел II. Формирование нормативно-правовой базы

Статья 7

Стороны принимают меры, необходимые для гармонизации законодательства с
учетом международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и
финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статья 8

1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие их
компетентным органам идентифицировать, разыскивать доходы, полученные преступным
путем, орудия преступлений и средства или иное имущество, предназначенные или
используемые для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем,
финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового
уничтожения, а также прибыль и иные выгоды, определенные в пунктах «а», «б» и «в»
статьи 24 настоящего Договора, предотвращать и пресекать операции (сделки) с такими
доходами и средствами или иным имуществом, их передачу или иное распоряжение ими.
2. Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, предоставляющие ее
компетентным органам и подразделению финансовой разведки право запрашивать
информацию, необходимую для принятия мер противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и
финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статья 9

1. Стороны принимают нормативные правовые акты, обязывающие юридических
и/или физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, предпринимать меры
по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
уничтожения, которые должны включать, в частности:
а) надлежащую проверку клиента;
б) документальное фиксирование сведений о клиентах и бенефициарных
собственниках, а также об операциях (сделках) с денежными средствами или иным
имуществом;
в) хранение документов, содержащих сведения об операциях (сделках) с денежными
средствами или иным имуществом, не менее 5 лет со дня совершения операции (сделки), а
сведений о клиентах и бенефициарных собственниках – не менее 5 лет со дня
прекращения отношений с клиентом;
г) замораживание (блокирование) операций (сделок) с денежными средствами или
иным имуществом и/или средств в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Сторон;
д) предоставление в подразделение финансовой разведки сведений об операциях
(сделках) с денежными средствами или иным имуществом, признаки которых
определяются в соответствии с законодательством Сторон;
е) запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
уничтожения;
ж) отказ в установлении деловых отношений с клиентом и отказ в проведении
операции (сделки) клиента при наличии обстоятельств, определенных законодательством
Сторон.
2. Стороны принимают нормативные правовые акты, определяющие признаки
операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, сведения о которых
должны быть предоставлены в подразделение финансовой разведки.
3. Стороны определяют государственные органы, которые осуществляют контроль
за реализацией юридическими и/или физическими лицами, в том числе индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или
иным имуществом, мер, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и наделяют указанные
органы полномочиями по оказанию методологического содействия данным лицам для
реализации требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения.
4. Стороны принимают нормативные правовые акты, в которых устанавливают
ответственность юридических и/или физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или
иным имуществом, за нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей
статьи.

Статья 10

Каждая Сторона принимает нормативные правовые акты, в соответствии с которыми
банковская, коммерческая или иная охраняемая законом тайна, за исключением
государственной тайны (государственных секретов), не является препятствием для
получения определяемыми ее законодательством государственными органами
информации, необходимой для принятия мер противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и
финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Статья 11

1. Стороны принимают нормативные правовые акты, позволяющие обеспечить
конфискацию доходов, полученных преступным путем, включая имущество, полученное в
результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а также
орудий преступлений и средств или иного имущества, предназначенных или
использованных для финансирования терроризма.
2. Стороны на основании международных договоров признают и используют
перечни лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии
в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения,
формируемые компетентными органами Сторон.

Статья 12

Стороны при условии соблюдения основных принципов своей правовой системы
принимают законодательные и иные меры, необходимые для признания уголовно
наказуемыми следующих деяний:
а) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
б) финансирование терроризма;
в) соучастие в совершении легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансировании терроризма, а также покушение на совершение
таких преступлений или приготовление к их совершению.

Раздел III. Обмен информацией, исполнение запросов

Статья 13

1. Компетентные органы по запросу или по своей инициативе предоставляют друг
другу информацию (документы, материалы, иные данные) по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предикатным
преступлениям, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия
массового уничтожения.
2. Передача информации осуществляется в том случае, если это не наносит ущерб
национальной безопасности передающей Стороны и не противоречит ее законодательству
и международным обязательствам.
3. Информация, указанная в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется при
условии, что она не будет использована в иных целях, чем те, в которых она передается,
без предварительного согласия передавшей ее Стороны.
4. Обмен информацией между подразделениями финансовой разведки
осуществляется в соответствии со статьей 23 настоящего Договора.
5. Порядок обмена, условия и меры по защите сведений, составляющих
государственную тайну (государственные секреты), определяются соответствующими
международными договорами, участниками которых являются Стороны.

Статья 14

Компетентные органы не разглашают факт поступления запроса и его содержание,
если компетентными органами запрашивающей Стороны не оговорено иное,
обеспечивают конфиденциальность переданных запрашиваемой Стороной сведений и
используют их лишь в той мере, какая необходима для осуществления расследования,
судебного разбирательства или для выполнения процедур, предусмотренных запросом.

Статья 15

1. Исполнение запросов осуществляется в соответствии с настоящим Договором,
иными международными договорами и законодательством запрашиваемой Стороны. По
просьбе компетентного органа запрашивающей Стороны при исполнении запроса может
быть применено законодательство этой Стороны, если иное не установлено
законодательством запрашиваемой Стороны или международными обязательствами этой
Стороны.
2. Компетентные органы исполняют запросы, в том числе в целях установления
местонахождения доходов, полученных преступным путем, и лиц, подозреваемых или
обвиняемых в причастности к их легализации (отмыванию), финансированию терроризма
и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
3. Порядок направления и исполнения запроса определяется международными
договорами, участниками которых являются Стороны.
4. Стороны рассматривают настоящий Договор в качестве правового основания для
оказания правовой помощи по уголовному делу по преступлениям, охватываемым
настоящим Договором, если они не являются участниками международного договора об
оказании правовой помощи по уголовным делам. В таком случае правовая помощь по
уголовному делу оказывается в соответствии с законодательством запрашиваемой
Стороны.

Статья 16

1. Компетентные органы запрашиваемой Стороны могут отложить исполнение
запроса либо по договоренности с компетентными органами запрашивающей Стороны
исполнить запрос частично или на условиях, соблюдение которых признано ими
необходимым, если исполнение запроса может нанести ущерб проведению оперативноразыскных мероприятий, досудебному производству или судебному разбирательству,
осуществляемым компетентными органами запрашиваемой Стороны.
2. Компетентные органы запрашиваемой Стороны могут отказать в исполнении
запроса, если это противоречит ее национальным интересам либо законодательству и
международным обязательствам, а также если запрос не соответствует положениям
настоящего Договора.

Статья 17

1. Запрос составляется и передается в письменной форме. При этом могут быть
использованы технические средства и защищенные каналы связи, но при условии
последующего незамедлительного направления по просьбе запрашиваемой Стороны
оригинала запроса.
2. Запрос подписывается руководителем компетентного органа запрашивающей
Стороны или его заместителем и скрепляется гербовой печатью, если компетентные
органы не договорятся об ином.
3. Запрос исполняется в возможно короткий срок, но не позднее 30 дней со дня его
получения, если компетентными органами не оговорено иное.

Статья 18

В запросе указываются:
а) наименования компетентных органов запрашивающей и запрашиваемой Сторон;
б) предмет и основание запроса;
в) описание дела (преступления или подозрения), по которому запрашиваются
процессуальные действия или оперативно-разыскные мероприятия, за исключением
случаев, когда речь идет о вручении официальных документов;
г) тексты соответствующих нормативных правовых актов, а также заявление о том,
что запрашиваемая или любая другая мера, ведущая к аналогичным результатам, может
быть принята на территории запрашивающей Стороны в соответствии с ее
законодательством;
д) в случае необходимости и по мере возможности:
информация о лице (фамилия, имя, отчество, дата рождения), сведения о месте
рождения и гражданстве, адрес места жительства и места пребывания, реквизиты
документа, удостоверяющего личность физического лица; официальное наименование
юридического лица, его государственный регистрационный номер, юридический адрес
и/или местонахождение;
информация о доходах или имуществе, являющихся объектом запроса (их
местонахождение, связи с соответствующим лицом или лицами и преступлением, а также
любые имеющиеся сведения о правах других лиц на это имущество или доходы);
конкретная процедура, которой по просьбе запрашивающей Стороны было бы
желательно следовать.

Статья 19

Запрос об исполнении решения о конфискации содержит в том числе:
а) заверенную копию решения о конфискации и информацию о том, в какой части
оно должно быть исполнено;
б) документы, подтверждающие возможность заявления третьими лицами прав на
средства или иное имущество, подлежащие конфискации.

Статья 20

Если указанные в запросе сведения недостаточны для его исполнения,
запрашиваемая Сторона может запросить дополнительную информацию, установив
предельный срок для ее предоставления.

Статья 21

В случае множественности запросов, направленных несколькими Сторонами в
соответствии с настоящим Договором и затрагивающих одни и те же обстоятельства,
запрашиваемая Сторона самостоятельно определяет, какой из запросов подлежит
первоочередному исполнению, при необходимости предварительно
проконсультировавшись с запрашивающими Сторонами.

Статья 22

1. Запрашиваемая Сторона информирует запрашивающую Сторону:
а) о действиях, предпринятых по запросу, и их результатах как по запросу, так и по
собственной инициативе;
б) об отказе, отсрочке и условиях исполнения запроса (его части) с указанием их
причины;
в) о тех положениях законодательства, которые автоматически потребуют отмены
мер обеспечения по запросу.
2. Запрашивающая Сторона безотлагательно информирует запрашиваемую Сторону
об обстоятельствах, существенно влияющих на исполнение запроса.

Статья 23

1. Подразделения финансовой разведки осуществляют информационный обмен
между собой на стадиях сбора, обработки и анализа находящейся в их распоряжении
информации о подозрительных операциях (сделках) и о деятельности юридических и/или
физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, участвующих в
совершении этих операций (сделок).
2. Обмен информацией осуществляется по инициативе или по запросу одного из
подразделений финансовой разведки. Запрос на получение информации должен
содержать:
его краткое обоснование;
наименование запрашивающей Стороны;
наименование запрашиваемой Стороны;
краткое изложение существа запроса;
цель использования запрашиваемой информации.
3. Полученная информация не может быть передана третьей стороне, а также
использована в следственных или судебных целях без предварительного письменного
согласия подразделения финансовой разведки, ее предоставившего. При этом указанная
информация используется только по делам, связанным с легализацией (отмыванием)
доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма, если иное не
определит передавшее ее подразделение финансовой разведки.
4. Информация, поступившая в соответствии с настоящей статьей, является
конфиденциальной, и на нее распространяется режим защиты, предусмотренный
законодательством получающей ее Стороны в отношении подобной информации из
национальных источников.

Раздел IV. Конфискация

Статья 24

Каждая Сторона по запросу другой Стороны принимает все возможные меры для
обеспечения розыска, конфискации доходов, полученных преступным путем, орудий
преступлений, средств или иного имущества, использованных или предназначенных для
финансирования терроризма, а также:
а) средств или иного имущества, в которые переведены или преобразованы доходы,
полученные преступным путем;
б) средств или иного имущества, приобретенных из законных источников, если
доходы были смешаны полностью или частично с такими средствами или иным
имуществом, в размере определенной стоимости смешанных доходов;
в) прибыли или иной выгоды, полученной от доходов, средств или иного имущества,
в которые доходы, полученные преступным путем, переведены или преобразованы, или от
средств или иного имущества, с которыми преступные доходы смешаны, в размере
определенной стоимости смешанных доходов таким же образом и в той же степени, как и
сами доходы.

Статья 25

О возможной отмене меры обеспечения конфискации, осуществляемой в
соответствии с настоящим Договором, запрашиваемая Сторона заблаговременно
информирует запрашивающую Сторону.

Статья 26

1. Сторона, получившая запрос об исполнении решения о конфискации доходов,
полученных преступным путем, орудий преступлений, средств или иного имущества,
прибыли и иных выгод, определенных в пунктах «а», «б» и «в» статьи 24 настоящего
Договора, использованных или предназначенных для финансирования терроризма,
находящихся на ее территории, осуществляет конфискацию в соответствии со своим
законодательством и международными договорами, участниками которых являются
запрашивающая и запрашиваемая Стороны.
2. Если на основании одного и того же решения какая-либо Сторона ходатайствует о
конфискации перед несколькими Сторонами, то она уведомляет об этом каждую из этих
Сторон.
3. Запрашивающая Сторона безотлагательно информирует запрашиваемую Сторону
об обстоятельствах, в связи с которыми решение о конфискации полностью или частично
утрачивает силу.

Статья 27

1. Каждая Сторона принимает законодательные и другие меры, чтобы позволить
своим компетентным органам возвращать конфискованные средства или иное имущество
на основании запроса, направленного в соответствии с настоящим Договором, с учетом
прав добросовестных третьих сторон.
2. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством определяет
компетентные органы, ответственные за розыск и возврат средств или иного имущества,
подлежащих возвращению.
3. В соответствии с запросом запрашивающей Стороны запрашиваемая Сторона:
а) обеспечивает в соответствии со своим законодательством исполнение решения о
конфискации в отношении средств или иного имущества, находящихся на территории
запрашиваемой Стороны;
б) рассматривает вопрос о возвращении конфискованных средств или иного
имущества запрашивающей Стороне, с тем чтобы она могла выплатить компенсацию
потерпевшим от преступления или возвратить такие средства или иное имущество их
законным собственникам.
4. В необходимых случаях запрашиваемая Сторона может вычесть разумные
расходы, понесенные в ходе розыска, конфискации и возврата соответствующих средств
или иного имущества, если Стороны не договорятся об ином.
5. Стороны могут заключать соглашения или в каждом конкретном случае
договариваться о разделе средств или иного имущества, полученного в результате
конфискации, либо средств от реализации конфискованного имущества.

Раздел V. Заключительные положения

Статья 28

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон,
вытекающих для нее из других международных договоров, участником которых она
является.

Статья 29

В целях развития положений настоящего Договора компетентные органы могут
заключать между собой межведомственные договоры.

Статья 30

Стороны при осуществлении сотрудничества в рамках настоящего Договора
используют в качестве рабочего русский язык.

Статья 31

1. Настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения
депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
2. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее,
настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием
соответствующих документов.

Статья 32

1. Настоящий Договор после его вступления в силу открыт для присоединения
любого государства, разделяющего его положения, путем передачи депозитарию
документа о присоединении.
2. Для государства – участника Содружества Независимых Государств настоящий
Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа
о присоединении.
3. Для государства, не являющегося участником Содружества Независимых
Государств, настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения
депозитарием последнего уведомления о согласии подписавших его и присоединившихся
к нему государств на такое присоединение.
4. Со вступлением в силу настоящего Договора для его участников в отношениях
между ними прекращается действие Договора государств – участников Содружества
Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных
доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года.

Статья 33

По согласию Сторон в настоящий Договор могут быть внесены изменения, которые
оформляются соответствующим протоколом, вступающим в силу в порядке,
предусмотренном статьей 31 настоящего Договора, и являются его неотъемлемой частью.

Статья 34

Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении или толковании
настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных
Сторон.

Статья 35

Настоящий Договор заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон вправе
выйти из настоящего Договора, направив депозитарию письменное уведомление о таком
своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и
иные обязательства, возникшие за время действия настоящего Договора.
Совершено 15 октября 2021 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых
Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Договор,
его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику
–––––––
За Российскую Федерацию
В.Путин

За Республику Армения
Н.Пашинян
(с оговоркой)
За Республику Таджикистан
Э.Рахмон

За Республику Беларусь
А.Лукашенко
За Туркменистан

За Республику Казахстан За Республику Узбекистан
Ш.Мирзиёев

За Кыргызскую Республику
С.Жапаров
За Украину

За Республику Молдова
–––––––

ОГОВОРКА
к проекту Договора государств – участников Содружества Независимых Государств
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, финансированию терроризма и финансированию распространения
оружия массового уничтожения
Республика Армения подписывает Договор государств – участников Содружества
Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию
распространения оружия массового уничтожения, за исключением части (признание
перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их
участии в террористической деятельности и распространении оружия массового
уничтожения) пункта 1 статьи 3 и пункта 2 статьи 11, принимая во внимание, что
действующим законодательством Республики Армения на момент подписания Договора
порядок признания перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются
сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия
массового уничтожения, не предусмотрен.

Премьер-Министр
Республики Армения Никол Пашинян