1 декабря 2022 года вступают в силу несколько нормативных актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые мы по отдельности описывали в материалах ранее и они требуют корректировки правил внутреннего контроля.
Это такие документы как:
- Федеральный закон от 28.06.2022 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 26.10.2022 №1912 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1773 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Также отменяется ряд старых приказов Росфинмониторинга и вступают в силу новые. Ниже мы опишим те последствия, которые влекут вступление этих НПА. Основные изменения касаются работы по корректировке правил внутреннего контроля для категорий, поднадзорных:
РОСФИНМОНИТОРИНГУ:
- агентства недвижимости и риелторы;
- адвокаты;
- аудиторы;
- доверительные собственники;
- исполнительные органы личного фонда;
- лизинговые компании;
- лица, оказывающие юридические услуги;
- лица, оказывающие бухгалтерские услуги;
- нотариусы;
- операторы по приему платежей;
- организации и предприниматели ювелирной отрасли, сектора драгоценных металлов и камней (оптовая и розничная торговля, скупки, мастерские, производства, добыча, переработка и другие сферы);
- организаторы азартных игр;
- операторы лотерей;
- организации федеральной почтовой связи;
- операторы связи;
- факторинговые компании
(перечисленные организации и предприниматели должны обновить правила внутреннего контроля не позднее 30 декабря 2022 года, а также загрузить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга),
БАНКУ РОССИИ:
- иностранные страховые организации;
- кредитные организации (банки);
- кредитные потребительские кооперативы;
- ломбарды;
- микрофинансовые организации;
- негосударственные пенсионные фонды;
- общества взаимного страхования;
- операторы выпуска и обмена цифровых финансовых активов;
- операторы инвестиционных платформ;
- операторы финансовых платформ;
- профучастники рынка ценных бумаг;
- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
- страховые организации;
- страховые брокеры;
- управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ;
(перечисленные организации и предприниматели должны обновить правила внутреннего контроля не позднее 28 февраля 2023 года).
ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Из-за вступления в силу новых изменений корректируются правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ.
- Программа идентификации должна предполагать использование информации о наличии сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.
- Программа выявления операций добавляется выявлением новой операции, подлежащей обязательному контролю, по межведомственной комиссии (смотри ниже).
- Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества имеет много изменений (у НФО и КО эта программа входит как в состав ПВК по ПОД/ФТ, так и в состав ПВК в целях противодействия ФРОМУ).
- нужно будет прописать и уточнить все положения, связанные с процедурой применения мер по замораживанию денег и имущества, а также с отменой указанных мер по решениям СБ ООН (детали смотри ниже).
- так как в зависимости от вида перечня Росфинмониторинга разница по времени и срокам действует и в отношении проведения процедур по отмене мер по замораживанию денег и имущества, это также отражается в ПВК и при описании таких процедур.
- Программа приостановления операций требует внести изменения технического свойства, которые будут связаны с уточнением формулировок отдельных положений ФЗ-115 и нумерации пунктов статей закона.
- если в ПВК есть отдельный раздел по отправке сведений в Росфинмониторинг, то в него необходимо будет внести правки, связанные с уточнением сроков отправки отчета о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН.
Некоторые моменты более детально рассмотрены в материале ранее.
ПЕРЕЧНИ
Перечней Росфинмониторинга остается три, только Перечень в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН публикуется теперь взамен существовавшего ранее перечня лиц, причастных к распространению оружия массового уничтожения.
По так называемому международному списку (СБ ООН) Росфинмониторингом будут направляться отдельные уведомления в ЛК, на основании которых нужно будет делать блокировку средств в течение 20 часов с момента уведомления. Важно соблюдать данный норматив, потому что при выявлении такого нарушения наказание неизбежно. Время отсчитывается с момента начало рабочего времени после получения уведомления.
Срок на отправку в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по замораживанию денег или имущества фигурантам перечней Росфинмониторинга определен как «незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения указанных мер по замораживанию», а ранее было только «незамедлительно». Не забывать, что не реже одного раза в три месяца все клиенты должны проверяться по этим перечням для направления в Росфинмониторинг соответствующего отчета о результатах проверки.
Также с 1 декабря 2022 года в ФЗ-115 появляется обязанность организаций и предпринимателей отменить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бывших фигурантов одного из перечней Росфинмониторинга. Теперь в случае размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключении организации или физического лица из перечней, субъекты ФЗ-115 должны будут сделать разблокировку не позднее 20 часов с момента получения соответствующего уведомления Росфинмониторинга.
ОПЕРАЦИИ С ФИГУРАНТОМ ПЕРЕЧНЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
К операциям, подлежащих обязательному контролю, добавилась еще одна операция. Теперь подлежит обязательному контролю операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если:
- хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма (в соответствии с пунктом 1 статьи 7.4 ФЗ-115), принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества,
- либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица,
- либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица (в соответствии с пунктом 6 статьи 7.4 ФЗ-115).
Это означает, что если лицо, являющееся фигурантом перечня межведомственной комиссии, а также его бенефициары или доверители (поручители) совершит какую-либо операцию, субъект ФЗ-115, чьим клиентом такое лицо является, должны сообщить о сделке в Росфинмониторинг вне зависимости от суммы и характера совершения такой операции.
Эта операция попадают под контроль всеми субъектами ФЗ-115, кроме агентств недвижимости.